Статьи

Довольны ли российские студенты качеством полученного образования?

Всероссийский интернет-опрос российских студентов-выпускников, проведенный порталом для молодых специалистов CAREER.RU, показал, что 44% недовольны качеством полученного образования.
Довольны ли российские студенты качеством  полученного образования?

Всероссийский интернет-опрос российских студентов-выпускников, проведенный порталом для молодых специалистов CAREER.RU, показал, что 44% недовольны качеством полученного образования.

Больше всего недовольны образованием студенты региональных вузов (49%). Студенты Москвы и Санкт-Петербурга не могут определиться с оценкой качества полученного образования (каждый пятый затрудняется ответить, а количество довольных и недовольных примерно равное). Тем не менее, московские студенты в целом оценивают качество своего образования ниже петербуржцев.

3,3 балла по пятибалльной шкале ставят студенты-выпускники качеству своего образования. Максимальную оценку в 4,1 балла дают образованию студенты, довольные его качеством, а неудовлетворительные 2,5 балла ставят образованию студенты, недовольные своим обучением.

Среди главных претензий выпускников к качеству образования — плохо составленная программа (79%), плохое материально-техническое состояние (47%) и низкий уровень квалификации преподавателей (44%). 23% жалуются на угнетающую атмосферу.

Большинство студентов считают, что низкое (по их мнению) качество образования в вузе значительно снижает перспективы трудоустройства.

Опрос проведен порталом для молодых специалистов Career.ru 16-29 мая 2011 года среди 3000 российских студентов.

Вы довольны качеством полученного образования?

 Москва и область, %Санкт-Петербург и область, %Другие регионы, %В среднем, %
Да39404240
Нет43414944
Затрудняюсь ответить18191016

Оцените по пятибалльной шкале качество полученного образования (1-самый низкий балл)

ОтветБалл
Все респонденты3,3
Довольные обучением4,1
Недовольные2,5

Чем полученное образование вас не устраивает?

Ответ%
Плохо составленная программа79
Низкий уровень квалификации преподавателей44
Материально-техническое оснащение вуза47
Угнетающая атмосфера в вузе23
Другое (отсутствие практики, слишком ограниченная программа, нет заинтересованности в качественном обучении у преподавателей)24

Какой предмет в вузе вам преподавали хуже всего?

  • иностранные языки;
  • статистика;
  • экономика;
  • психология;
  • история;
  • программирование;
  • менеджмент;
  • теория автоматического управления, планирование и обработка результатов измерений;
  • дискретная математика;
  • бухгалтерский учет, налоги;
  • история;
  • философия;
  • психоанализ;
  • регионоведение;
  • дифференциальная геометрия;
  • концепция современного естествознания;
  • управление персоналом;
  • «Пожалуй, все предметы, кроме английского языка, нам преподают на очень низком уровне, программа идет обзорная, 15% выкладывается преподавателем и 85% мы должны изучать самостоятельно, находясь на дневном отделении, а не на заочном!»

Предпринимали ли вы что-либо, чтобы изменить ситуацию?

Ответ%
Да28
Нет72

Что именно вы предпринимали, чтобы изменить ситуацию?

  • Учил преподавателей.
  • Изучала предметы сама. Иные действия не помогли исправить ситуацию.
  • Обращались в деканат с просьбой сменить преподавателей, предлагали преподавателям использовать более новые учебники. К сожалению, в деканате навстречу не пошли.
  • Обращалась на кафедру с просьбой усовершенствовать программу, занималась самостоятельно.
  • Меняли преподавателей.
  • Самостоятельное изучение предмета. Сбор подписей за отмену сокращенных программ и часов — не помогло.
  • Просили менять преподавателей. Пробовали бойкотировать занятия.
  • Неоднократные коллективные жалобы в деканат на неадекватных пенсионеров-преподавателей в стадии старческого маразма.
  • Пытался донести до преподавателей, что в реальной жизни дела обстоят несколько иначе, за что и был отчислен в результате.
  • Стажировки.
  • Пытались разговаривать с зав. кафедрой.
  • Пытались объяснить преподавателям, в чем их ошибки.
  • Пытались поговорить с педагогом, чтобы он немного изменил свой метод преподавания для лучшего усвоения материала. Не помогло.
  • По требованию всей группы уволили несколько преподавателей, правда, вместо них наняли еще менее квалифицированных.
  • Только самообразование, против системы ничего поделать практически невозможно.
  • Разговаривала с заведующим кафедрой о возможностях прохождения практики для студентов.
  • Пыталась изменить сложившуюся систему проведения семинарских занятий.
  • Читала интересующие меня материалы в Интернете.

Почему вы ничего не предпринимали, чтобы изменить ситуацию?

  • Чтобы не найти себе проблем на голову от администрации.
  • Для изменения программы обучения нужно было полностью менять руководство факультета.
  • Преподаватель близко дружил с зав. кафедрой. Не хотелось портить отношения.
  • А что может сделать студент? Переписать программу? Заменить преподавательский состав? Закупить на весь вуз учебники?
  • Не хотел проблем в сессию!
  • Нет рычагов, чтобы что-то изменить.
  • Потому что бесполезно, студентов в государственном вузе никто не слушает.
  • Причиной плохой подготовки является неизменяемость программы обучения, которую просто необходимо перекраивать. Проблема должна решаться на уровне ректора университета.
  • Потому что идти против системы бесполезно. Тем не менее, не так давно в нашем вузе была введена система оценки качества преподавания, каждый студент может оставить анонимный отзыв о преподавателе, если считает, что его методы не соответствуют статусу университета.
  • Потому что уже многие студенты пытались что-либо изменить. В зависимости от ситуации происходили изменения на период от недели до года, потом все становилось только хуже.
  • Бюрократия, все подписано, и от плана – ни ногой.
  • Потому что у немолодых преподавателей за многие годы сформировались методы их преподавания и программы, и менять их они не намерены.
  • Преподаватель просто собрал зачетки и поставил всем оценки, менять что-либо уже не было смысла.

Как вы считаете, неудовлетворительная подготовка в вузе скажется (сказалась) на ваших перспективах трудоустройства?

ОтветНеработающие студенты, %Работающие студенты, %
Да, это снижает (снизило) мои шансы найти работу6559
Нет1324
Да, это послужило тому, что я тщательно изучал предметы самостоятельно и найду (нашел) работу гораздо быстрее2217
Вакансии дня